Форум » Тема закрыта » Индийский танец » Ответить

Индийский танец

Nadin:

Ответов - 118, стр: 1 2 3 4 5 6 All

marina: немного истории... По заданным представлениям, понятию «катхакали» больше соответствует значение «театр пантомимы». Катхакали еще нередко называют театром танца или, точнее, танцевальной драмы, как бы подчеркивая тем самым, что слово как языковая единица не несет в нем никакой выразительной функции. Тем более, что в индийской культуре, помимо слова, существует великое множество других выразительных средств. Однако пантомима, драма и танец, исполняемые индийскими актерами с одинаковым мастерством, равно как и заключенные в этих жанрах условные коды, заметно отличаются от тех, что присущи западной культуре... В том виде, в каком он известен сегодня, катхакали сформировался еще в середине XVII века, хотя некоторые составляющие его элементы были разработаны много раньше. Так, например, воинственный дух, которым исполнена пластика катхакали, уходит корнями в тренировки членов воинских каст, существовавших за два столетия до Рождества Христова на юге Индии – в Керале, своего рода географической колыбели катхакали, где он распространен в наши дни. Чтобы постичь историческую значимость этого явления, его глубину, необходимо расширить понятие языка представления, предмета нашего изучения, до рамок, охватывающих и социологию, и мифологию, ибо катхакали, благодаря заключенной в нем соотносительной функции, отсылает нас к древнейшей мифологической традиции (двум величайшим эпосам – «Махабхарате» и «Рамаяне», составляющим главный текстологический источник катхакали), которая, в свою очередь, зародилась в недрах брахманизма (одной из начальных стадий формирования индуизма) – общей социальной кастовой и религиозной системе, составляющей великое единое целое...

marina: КУЧИПУДИ - самый эмоциональный Стиль кучипуди появился на юге Индии в штате Андхра-Прадеш более 3000 лет назад. Еще до середины прошлого века кучипуди исполнялся исключительно мужчинами, но благодаря своеобразной революции, проведенной Гуру Вемпати Чинна Сатьямом в середине XX века, его стали разучивать и женщины. По своему происхождению кучипуди - танцевальная драма, где каждый танцор является актером с определенной ролью. В наше время кучипуди - это в основном сольный танец, и о его родстве с древним театром напоминает лишь то, что в течение одного номера артист с помощью искусства пантомимы может перевоплощаться в совершенно разных персонажей. Этот стиль часто путают с бхаратанатьямом из-за похожего костюма. Но в кучипуди танцевальное сари намного ярче, а прическа отличается более пышным убранством - головы танцовщиц порой напоминают настоящие клумбы. Техника кучипуди основана на энергичных прыжках и поворотах. но при этом верхняя чвсть туловища танцоров движется по очень плавной траектории. Сам танец характеризует более ярко выраженная эмоциональность и кокетство. В основе репертуара кучипуди - рассказы о деяниях богов или любовные истории из жизни простых смертных. Чувства персонажей имеют очень большое значение, и многие композиции исполняются сидя, чтобы зритель мог сосредоточиться на мимике актера. Иногда в репертуар включаются акробатические номера, например, танцы на металлической тарелке или с кувшином на голове.

marina:


marina: МОХИНИАТТАМ - самый обольстительный. В Керале и Южной Индии родился танец мохиниаттам. Очень напоминающий бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. С древний времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости. Репертуар мохиниаттам невелик. Это прежде всего абстрактный танец, в котором танцовщица демонстрирует картины, привычные для жителя Кералы, в конце разыгрывает сюжет из древнего эпоса «Рамаяна» или сюжет из произведений известных индийских поэтов. Название "мохиниаттам" переводится как "танец волшебницы-обольстительницы". В этом стиле танцуют только женщины. Есть красивая легенда о том, как небесные танцовщицы мохини были посланы богами для того, чтобы соблазнить великого аскета Шиву. На земле же танец чаровниц оформился приблизительно в XVI веке в живописном индийском штате Керала. Мохиниаттам - медленный и грациозный танец. Движения танцовщицы напоминают о колышушихся на знойном ветру листьях пальм, которыми так богата природа Кералы, о лодках, поднимающихся и опускающихся на морских волнах. Зрителя гипнотизирует плавная, как бы ленивая манера танцовщицы, ее мягкая пластика, изгибы корпуса, качающаяся походка, игривый взгляд. Движения глаз - основополагающая часть мимики мохиниаттама. Большую часть репертуара этого стиля составляют романтические истории, а мифологические сюжеты обыгрываются довольно редко. Танцовщицу мохиниаттама легко отличить по белоснежному костюму с золотой или малиновой каймой, и собранным в кокетливый пучок сбоку головы волосам, украшенным цветами жасмина. Восковые фигуры в музее. Учебный класс

marina: Манипури Одна из основных школ классического индийского танца; также название танца. Школа возникла в Манипуре (на северо-востоке Индии) в 13—14 веках. Основана на теории танца, изложенной в древних трактатах «Лаитхак Лика Джагон», «Говинда Сангит Лилавиласа» и других. Манипури — лёгкий грациозный танец, по сравнению с танцами других классических школ имеет меньше символических жестов и движений (мудра). Он близок народным образцам танцевального искусства Индии. В основе манипури — танцевальные стили ласья (женственный и поэтический) и тандава (мужественный и энергичный). Танцы раннего периода вошли в культовый церемониал индуистских божеств Шивы и Парвати. С 15 века в танцах доминируют сюжеты из жизни Вишну-Кришны и Раха. Для танца характерно вокальное и инструментальное сопровождение, а также элементы драматического искусства. Высокая разработанность и техническое совершенство позволили на основе манипури создать сложные развёрнутые музыкально-танцевальные представления, в их числе «Лай Хароба», «Рас Лила», «Маха Рас», «Васанте», «Гопа Рас» и другие. Среди исполнителей: Синхадуш Сингх, Сурьямукха, Бабу Сингх и другие. Музыку для манипури писали поэты и музыканты Индии Джаядева, Видояпати, Чинди Дас. Искусство манипури высоко ценил Р. Тагор. Раслила в Манипури

marina: ОДИССИ - самый скульптурный Одисси - один из древнейших стилей индийского классического танца, родина которого - штат Орисса, расположенный на восточном побережье Индийского океана. Изначально одисси исполнялся как часть храмового ритуала богу Джаганатху, и основными хранительницами стиля были храмовые танцовщицы, которых в Ориссе называли махари. Однако современная, восстановленная версия этого танца очень молода: ее открыли миру в 40-е годы XX века. Восстановление велось в значительной степени по каменным скульптурам многочисленных храмов Ориссы, поэтому танец отличается узнаваемой четкостью и скульптурностью поз. Техника одисси основана на двух позициях - чоуке (позе, при которой руки и ноги согнуты под прямым углом, а локти и колени развернуты в стороны) и трибханге (тройной излом тела - в коленях, талии и шее). Одисси исполняется в очень мягкой и лиричной манере, особенно впечетляющи волнообразные движения корпуса, которые не найти ни в одном другом стиле индийского танца. Костюм одисси изготавливается из традиционносго орисского сари с орнаментом, украшения используются серебряные, а не золотые, как в других стилях танца. Танцовщицы также носят серьгу в носу и не заплетают косу, а укладывают прическу в виде пучка волос и украшают его цветочной короной с башенкой (гопурамой), которая напоминает верхушку орисского храма. Одисси , танцевальная форма Восточной Индии, территории Орисса, славится скульптурностью и изяществом движений. Множество храмовых барельефов в Ориссе изображают танцовщиц древности в характерном «Трибханга» – тройном изгибе тела. В последнее время этот стиль приобретает все большую популярность из-за своей прелестной танцевальной формы. Одисси, подобно Бхарат-Натьяму, многие века существовал как строго храмовый танец, исполняемый перед божеством Джаганнатха. Поэма «Гита-Говинда» средневекового поэта Джаядэвы стала основным источником стихов для танцевальных композиций Одисси. Смотришь этот танец, и кажется, будто видишь ожившие изваяния. Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец—это движущаяся скульптура, а скульптура застывший танец Основные позы одисси - чаука, или квадрат, и трибханга, или треугольник (любое положение тела, дающее три изгиба) то, что сообщает неизъяснимую грацию скульптурам древней Индии. Чисто танцевальные элементы одисси - это мангалачаран, бату, паллави и мокхия. В бату танцовщица делает резкие движения, будто ударяет по струнам вины, или изображает игру на флейте, барабане-мриданге и цимбалах, — наподобие из вестных скульптур из Конаракского храма. Танцуя паллави, положенный на определенную рагу, танцовщица создает удивительной красоты образы, составленные из скульптурных поз. В мокхия, являющейся своеобразным финалом, абстрактные танцевальные движения танцовщицы завершаются плавными прыжками. В нритья неизменно исполняется аштапади стихи "Гитаговинды" Джаядевы — бессмертной по эмы о любви (XII в. н. э.). Танцовщица изображает героиню поэмы, томящуюся по своему возлюблен ному, отвергнутую и страдающую в разлуке с ним. Тема позволяет исполнительнице раскрыть все свои мимические способности и актерское дарование Кроме аштапади, исполняются также танцы на темы орисских песен. Одисси дает танцовщице возможность продемонстрировать свое мастерство как в искусстве нритта, так и в искусстве нритья. Танцовщицу стиля Одисси можно узнать по характерному головному украшению – пирамидке, символизирующей вершину храма, в окружении белых цветов.

marina: Танцы северной Индии Думхал Этот танец, исполняемый мужчинами, распространен в кашмирском племени Ваттал. Костюмы танцоров представляют собой длинные цветные балахоны и высокие конусообразные шляпы, украшенные бисером и морскими ракушками. Вначале танцоры появляются несущими знамя в церемониальной процессии. В определенный момент знамя втыкают в землю, и мужчины, собравшись в круг, начинают свой танец. Музыкальный аккомпанемент состоит из барабанного ритма и пения танцоров. Роуф Этот танец посвящен мистической поэзии и исполняется в Кашмире весной. Участники встают в два ряда напротив друг, положив руки на плечи стоящим сбоку. Образовавшиеся таким образом ряды плавно двигаются то навстречу, то в противоположную друг от друга сторону. Танец также связан с хоровым пением чакри. Танцы лам Танцы лам это праздничные танцы в масках, исполняемые в монастырях штата Джамму и Кашмир, Сиккима, Химачал Прадеша и других районов, включая пояс Гималаев. Они отличаются медленными движениями. Танцоры в масках изображают божественную, человеческую и животную жизнь, а также технику боевого искусства. Каждый танец лам уникален, однако, характер движений в танцах общий для всех. Панги Танцы панги, распространенные в штате Химачал Прадеш, обычно начинаются с одновременного выхода на сцену группы мужчин и группы женщин, которые выстраиваются в два ряда. Танцоры двигаются по часовой стрелке, выписывая полуконцентрические круги. После этого все объединяются в один большой круг и двигаются по часовой стрелке. Затем группы снова разбиваются на два круга, причем мужчины двигаются по часовой стрелке, а женщины – против часовой. Руки танцоров сплетены на уровне талии в причудливом узоре. Лосар шона чуксам Этот функциональный танец, характерный для района Киннаур штата Химачал Прадеш, включает в себя пантомиму и другие элементы, имеющие абстрактное значение. Медленные движения и приседания – главные особенности этого танца. Его исполняют в апреле-мае. Танцоры изображают сеяние и жатву ячменя и пхапхара – местного зерна. Бхангра Этот энергичный танец является самым важным танцем Пенджаба. Его исполняют мужчины во время праздника байсакхи. В аккомпанементе участвует барабаны – дхолак. Обычно барабанщик занимает место в центре танцевального круга. Рас Танец исполняется во время праздника Дуссехра в районе Кулу, штат Химачал Прадеш. В отличие от традиционного рас, этот танец повествует о человеческой любви. Позиции танца включают цепочки и концентрические круги. Гидда Древний танец штата Пенджаб гидда отличается простыми грациозными движениями. Его исполняют женщины. Сначала они образуют круг, который затем разбивается на два полукруга и группы из 4-6 человек. Дхамьял Ведущий танец Харьяны дхамьял также известен как дупх, что значит круглый барабан, на котором искусно играют танцоры. В танце могут участвовать как одни мужчины, так и представители обоих полов. Дупх В этом танце Харьяны исполнитель выходит на танцевальную площадку с барабаном-дупх в руках. Он начинает медленно танцевать под барабанный аккомпанемент. Вокруг собираются другие танцоры, и темп танца ускоряется. Танцевальные движения центрального танцора ограничены, так как ему приходится непрерывно играть на большом дупх. Лахур Этот харьянский танец исполняют женщины, как правило, весной, когда работы в полях уже закончены. Часто танец сопровождается остроумными диалогами в форме “вопрос-ответ”, которые исполняются нараспев. Дхуранг Этот танец, характерный для Уттар Прадеша, связан с погребальной церемонией. Он символизирует освобождение души умершего от злых духов. Танцоры образуют круг, в руках они держат мечи. Дхуранг по своим движениям напоминает охотничьи танцы племен нагов, населяющих восточные границы Индии. Мали Раджастханский танец мали исполняют женщины в канун свадьбы, приветствуя жениха и его друзей, отмечающих мальчишник. Лица танцовщиц закрыты накидками, на головах у них медные горшки с горящими фитилями, которые танцовщицы ловко удерживают, приседая и подпрыгивая во время танца. Танец заканчивается, когда огонь в горшках догорает. Тера тали В исполнении этого раджастханского танца участвуют две-три женщины. Лица их скрывают накидки, а между зубов зажат меч, на головах – раскрашенные горшки. Во время танца танцовщицы играют на небольших цимбалах – манджирах.

marina: Танцы Восточной Индии Нага У каждого племени нагов своя отличительная манера исполнения этого танца. Наги населяют штаты Манипур, Трипуру, Нагаленд, Мизорам, Аруначал Прадеш, Мегхалаю и Ассам. Для этого танца характерны прямой корпус и ноги, не согнутые в коленях. В начале танца присутствует атмосфера строгости, которая затем сменяется энергичным экстатическим настроением. Движения в танцах нагов – одни из самых сложных среди народностей Индии. Танцевальные позиции зависят от социальной организации племени. Например, весь танец ведет один танцор в племенах, где правит вождь, в то время как групповые танцы характерны для тех племен, в которых управляющая роль принадлежит совету. Хазагири Танец трипурских риангов, хазагири это своеобразная молитва о хорошем урожае, адресованная богине Хазагири, которая является ипостасью Лакшми – богини богатства в индуизме. Церемонии начинаются с поклонения девяти богам и достигают высшего накала с вознесением молитв богине Хазагири. Вначале женщины танцуют медленно (часто с горшками на головах), позже к ним присоединяются мужчины. К концу темп ускоряется, и завершается танец на экстатической ноте. Бамбуковый танец Самый яркий танец народа штата Мизорам называется чероу. В танце используются длинные бамбуковые палки, именно отсюда его название – “бамбуковый танец”. Он требует мастерства и ловкости. Нонгкрем Этот мегхалайский танец исполняется осенью в культурном центре Смит, расположенном на Кхаси Хилз. Он посвящен празднованию эволюции племени кхаси. Биху Самый популярный народный танец Ассама биху исполняется во время праздника, отмечающегося в середине апреля после сбора урожая на протяжении почти месяца. В танце участвуют юноши и девушки, которые танцуют, разбившись на мужскую и женскую группы под аккомпанемент барабанов и дудочек. Тханг-та Правители Манипура всегда поощряли боевые искусства. В свою очередь последние способствовали развитию видов военного спорта, которые позднее находили применение в танцах. Одним из самых захватывающих танцев является тханг-та, исполняемый юношами с мечами и щитами. Для аккомпанемента используется барабан. Карма (мунда) Название этого традиционного танца штата Бихар происходит от дерева карма, символизирующего благосостояние и удачу. Церемония начинается с посадки деревьев. Танцоры и танцовщицы окружают дерево и танцуют, обхватив друг друга за талии. Понунг Распространенный среди народа адис в штате Аруначал Прадеш танец понунг был возведен почти в ранг искусства. В основном он предназначен для развлечения и отдыха. Танец исполняют группы девушек, двигающиеся в совершенный ритмический унисон. Похожие групповые танцы в цветастых костюмах исполняют и народности ниши и тагин, населяющие районы Верхнего и Нижнего Субансири. Брита или врита Один из самых важных народных танцев Бенгалии, который исполняют бесплодные бенгальские женщины. Это своеобразная молитва о беременности. Весьма часто танец исполняется после излечения от инфекционной болезни. Хурка баул Этот западно-бенгальский танец исполняется в период культивирования риса и кукурузы в полях. Название танца происходит от слова хурка, означающего “барабан” – единственный музыкальный инструмент, используемый в аккомпанементе, – и баул, что значит “песня”. После ритуалов наступает очередь танца. В то время как певец повествует о битве и героизме, танцоры выходят с противоположных сторон и представляют историю на языке движений. Кали нач Танец посвящен богине Кали, исполняется с мечом и в маске. Однако роль исполнителя одним лишь танцем не ограничивается, он также способен делать пророческие предсказания. Гханта патуа В месяц чаитра деревенские улицы в Ориссе наполняются звуками гханта – медного гонга. Это гханта патуа играют и танцуют на ходулях. Они – слуги богов, не принадлежащие, однако, касте браминов. Танец тесно связан с поклонением богине Матери, которая имеет множество имен, в том числе Сарала, Хингула, Чарчика, Бхагавати, Мангала и Чанди. Один из танцоров наряжается женщиной, на голове у него черная повязка. Во время танца он держит на голове священный кувшин гхата, украшенный цветами и цветными нитями. В танце используются позиции йоги. В аккомпанементе участвуют инструменты дхол и гханта. Паик Танец Ориссы с элементами боевого искусства отличается энергичностью, мужественностью и продуманной постановкой. Танцоры выстраиваются в два ряда лицом друг к другу. Они одеты в дхоти (длинный балахон), цветные тюрбаны, у каждого в руках по мечу и щиту. В первой части представления танцоры медленно приближаются друг к другу, их движения напоминают движения фехтовальщиков. Постепенно, темп ускоряется, и бутафорская битва начинается с мощных прыжков и ударов мечей. Далкхаи Этот энергичный танец распространен среди некоторых племен района Самбалпур штата Орисса. В аккомпанементе участвует несколько инструментов, на которых играют мужчины. На протяжении танца особенно часто можно слышать бой барабана. Разновидностью этого танца является чаити гхорха, который исполняется в общине рыболовов.

marina: танец кудияттам керала

marina: народный танец бхаваи в раджастане танец с горшками на голове

marina: танец рабан северная бенгалия

marina: бишохара-народный танец сев бенгалия

marina: дхакер ган-северная бенгалия

marina: танец сатрия ассам

marina: бхангра-мужской танец пенджаба

marina: раджастанская народная танцевальная драма

marina: танец с палочками-дандия раса

marina: Племенные и деревенские танцы Индии Индийские танцы тесно связаны с жизнью народа, с местными традициями, с влюбленностью Индии в ритм. От Кашмира на севере до мыса Канья-Кумари на юге, от Кача на западе до Манипура на востоке в танце находят свое выражение жизнь и настроения людей. В краткой статье невозможно охватить даже малую часть многообразия индийских танцев, можно лишь привести несколько примеров и постараться передать ритм, краски и жизнерадостную непосредственность танцев различных народов и племен Индии. Различия в условиях жизни, климате, языке и окружающей среде привели к возникновению необычайного богатства и разнообразия танцевальных форм и стилей, нарядов и музыкальных инструментов Но во всем этом многообразии можно выделить три основные группы танцев танцы, исполняемые по праздникам и во время различных общественных церемоний, танцы, исполняемые потомственными профессиональными танцорами, и танцы племен, уходящие корнями в местные культы и составляющие неотъемлемую часть жиз ни общины. Различие в терминах "народный" и "племенной" весьма тонко и размыто. Что касается слова "народный", то похоже, что большинство исследовате лей сходится во мнении в том, что существует отчетливое расхождение между классическими и народными формами. Термин "племя" предполагает определенную самоуправляемую группу людей, имеющую свой особый тип культурной, экономической, социальной и семейной организации. Индийские племена в XX веке переняли многие черты нового образа жизни. И тем не менее мы продолжаем выделять их в племена. В этом смысле термин "племя" предполагает специфический тип общества или специфический тип социальной организации. Но это еще не означает, что формы искусства этих групп населения обязательно должны быть "племенными" по своей природе. Другой термин, который может быть использован в применении к их искусству, — " примитивный". Некоторые исследователи предпочитают говорить об исполнительском и иных искусствах этих народов как о примитивных, а не как о племенных. В этом случае под примитивными понимаются такие формы искусства, которые уходят своими корнями в прошлое племенного сообщества. Таким образом, при отнесении той или иной формы искусства к примитивной или непримитивной принимается во внимание историческое происхождение данной формы искусства. Рассматривая этот вопрос далее, мы обнаруживаем, что трудно провести четкую грань между народным и племенным искусством. Все, что создается и исполняется представителями племен, называется племенным, а все, что создается и исполняется другими, — народным искусством. Отсюда следует, что термины "народный" и "племенной" используются как социальные ярлыки, а не являются обозначением форм искусства, различающихся по характеру. Иначе обстоит дело с термином "классический" — здесь мы начинаем рассматривать различные стили в искусстве, разбирать их структуру, а также эстетические принципы и набор формальных приемов и правил, по которым созданы произведения. Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, а также с сезонными циклами и народными праздниками. Рождение и свадьба — вот два важнейших события в жизни, сопровождаемые исполнением тех или иных танцев. В сезонном цикле одним из главных праздников является холи, отмечаемый в марте—апреле. По индийскому календарю, это месяц фальгун, весна, когда пробуждается спящая природа. Это также и время сбора весеннего урожая, поэтому холи — праздник радости и веселья в сельской местности, сопровождаемый песнями, танцами и музыкой. Танцы, связанные с событиями в жизни отдельных людей, обычно ограничены семейным кругом, тогда как танцы, исполняемые по праздникам, дают возможность объединиться всей общине. Семейные танцы более интимны, но в то же время обладают своей особой непринужденностью, непосредственностью и живостью. Танцы племен совершенно отличны как по своей социальной значимости, так и по формальному языку выразительных средств. Коренное различие между народным и племенным заключается в той функциональной роли, которую исполнение танца играет в жизни общины. Для племен танцы — это не просто способ выражения праздничного веселья, племенные танцы насквозь пронизаны религиозными верованиями, ритуалами и связаны с общим эмоциональным настроем племени. Элементы танца уходят своими корнями глубоко в социальную структуру племени. Представители племен поют и танцуют не только по поводу со бытии жизненного цикла, - любое событие, любая жизненная ситуация может заставить людей обратиться к танцу. Это позволяет им осознавать свою организационную и структурную целостность и неделимость как сообщества. Таким образом, исполнение танца как бы укрепляет и поддерживает это организационное единство. Шаги, телодвижения, ритм и мелодия песни доступны всем членам сообщества: старикам и юношам, мужчинам и женщинам. Чувство единства группы настолько сильно, что оно не оставляет простора для проявления индивидуального мастерства. Будь то песня (мелодия) , текст (стихи) , ритм или танцевальные движения — все создается совершенно естественным образом. Мелодия песни очень проста, а текст позволяет импровизировать, добавляя новые образы и идеи. Ритм основывается на четырех ударах, комбинации шагов повторяются, в то время как руки и тела исполнителей свободны для создания различных поз. В народных же танцах совершенно необязательно участие всех членов общины. Некоторые танцы исполняются исключительно женщинами; один из наиболее известных примеров — раджастанский танец гхумар. Танец исполняется под аккомпанемент инструментов дхол и тхали. Дхол — это большой цилиндрический барабан, по которому ударяют ладонью и пальцами правой руки. Тхали — простая металлическая тарелка, по которой бьют тонкой палочкой, она дает довольно резкое сопровождение, детализируя основной ритмический рисунок. Музыкантов окружают женщины, одна из которых и начинает танец сначала в умеренном темпе, затем постепенно убыстряя и убыстряя его. Барабанщик обязан следить за темпом, задаваемым танцовщицей и музыкантом. Танцовщица искусно использует ритм и телодвижения для создания изящного рисунка танца. Она кружится вокруг вертикальной оси, движения рук и шеи изящно дополняют танец. Иногда группа женщин сопровождает танец исполнением песен. Важно отметить, что танцовщицы никогда не используют жестикуляцию для передачи словесного содержания песни. Они создают импровизации на естественном языке жестов и поз. Танец, начатый одной женщиной, продолжается другими. В одном из вариантов большая группа женщин встает в круг и танцует под ритмический аккомпанемент ударных инструментов. Основными поводами для исполнения танца гхумар являются свадьбы и религиозный праздник наваратри. Танцовщицы надевают богато орнаментированные одежды и большое количество золотых и серебряных украшений. Другой хорошо известный женский танец, исполняемый во времл наваратри, гуджаратский танец гарбха, широко распространенный также и в некоторых районах Раджастана. Танец символизирует поклонение матери-земле, а наваратри длится девять суток - и в течение девяти ночей праздника на всех дорогах и площадях в гуджаратских деревнях слышны звуки музыки и ритмические удары барабанов. Танцовщицы движутся по кругу, танец сопровождается хлопаньем в ладоши и ударами барабана, в ганце принимают участие до пятидесяти женщин. Некоторые женские танцы можно наблюдать и в районах расселения племен, как, например, знаменитый танец с бамбуковыми палками, исполняемый девушками народности мизо в Мизораме, на северо-востоке Индии. Бамбуковые палки кладут на землю так, чтобы они образовывали квадраты, и бьют одной о другую, создавая ритмический рисунок танца. Девушки должны проявлять необычайную ловкость и переступать через них крайне осторожно, иначе ударяющиеся друг о друга бамбуковые палки могут очень болезненно стукнуть по ногам. Мы уже упоминали праздник наваратри как один из важнейших поводов для исполнения танцев. Другим таким праздником является весенний праздник холи. В Раджастане по случаю холи исполняется танец гаир, преимущественно мужчинами. В районе Шекхавати он известен как гиндарх. В крупных деревнях в танце гаир участвует много мужчин, которые встают в круг и танцуют под аккомпанемент инструментов сурнаи и нагара или дхол и тхали. При исполнении танца гиндарх танцоры бьют в барабан, называемый чанг. Расположение танцоров по кругу является важным обрамлением этого танца. Шаги совершаются всеми исполнителями синхронно, но движения тела каждого танцора могут варьироваться в соответствии с изменениями ритма. Медленный, средний, быстрый ритмы сменяют друг друга, сопровождая изящные и грациозные движения танцоров. Но это не единственная форма танца гаир. В Западном Раджастане известны три его разновидности, в частности ангия гаир, исполнители которого надевают большие, тяжелые свободные одеяния, ниспадающие от плеч до пят. Ритм замедленный, но громадный людской круг движется достаточно быстро. Каждый исполнитель держит в руках две длинные тонкие палки, и пары танцоров поочередно скрещивают эти палки в ударах. Этим задается как ритмическая организация танца, так и его зрительный образ. Исполнители этого танца должны находиться в постоянном движении. Важно отметить, что по традиции окрестные деревни собирают деньги на костюмы и заботятся об их сохранении до следующего праздника. Иные из одеяний для танца гаир могут весить до сорока килограммов, и на них уходит много ткани. В середине апреля наступает биху, праздник нового года. В Ассаме, на северо-востоке Индии, по этому случаю исполняются разнообразные народные танцы. Новогодние танцы делятся на две группы - хороводы хучари и биху. Хучари исполняет хоровод юношей на открытом воздухе. Юноши танцем встречают новый год и стремятся получить для народа благословение бога. Танец исполняется в нарастающем темпе и сопровождается резкими ударами барабана пхол. Танец биху исполняется совместно юношами и девушками, они формируют круги, восьмерки, ряды и другие фигуры. Танец сопровождается исполнением коротких песенок, обычно о любви, под аккомпанемент простейших музыкальных инструментов. Среди различных общественных и семейных торжеств свадьба всегда является поводом для исполнения танцев. Это относится как к народным танцам, так и племенным. Из числа племенных танцев большой известностью пользуется свадебный танец племени мариев, проживающего в Бастаре в Мадхья-Прадеш. Традиционная свадебная церемония мариев проста, и танец составляет ее важную часть. Мужчины, исполняющие этот танец, имеют на голове сложное украшение из бамбуковых стеблей, с бычьими рогами на лбу и пучком перьев на макушке. Полоска ткани, украшенная раковинами, закрывает глаза танцора. Держа в руках удлиненные барабаны, мужчины движутся по огромному кругу, а женщины, также став в ряд, совершают разнообразные движения. Ритм танца задается громовыми раскатами барабанов. В танце находит отражение и повседневная жизнь народа. В основе таких танцев часто лежит ритуал, заклинание. Эти танцы своей формой напоминают реальные занятия — молотьбу, сбор урожая, охоту, преодоление бурных морских волн бесстрашными рыбаками. Охота - одно из основных занятий большинства племен, и в танце может изображаться преследование дикого кабана или льва. До недавних времен о заслугах племени судили по ратной доблести его мужчин, поэтому танцы, воссоздающие сцены войны, воинственные по своей функции и рисунку движений танцоров, стали неотъемлемой частью коллективного репертуара племен. Сема-наги в северо-восточной Индии исполняют танцы, надев церемониальные одежды и взяв в руки копья и мечи. Величественная процессия мужчин, чередующих прыжки и перебежки, медленно продвигается по поляне. В былые времена это зрелище должно было вселять ужас. Сегодня изящные движения человеческих тел, грациозные наклоны и ловкие прыжки создают эстетическое наслаждение. Демонстрация силы и общности присуща другому мужскому танцу, посвященному сбору урожая, — пенджабскому танцу бхангра. Под бой барабанов крестьяне в тюрбанах и ярких безрукавках вихрем кружатся в танце, их плечи дергаются в ритме ударов барабанов, руки раскинуты в стороны в упоительном восторге По мере того как но вые участники присоединяются к танцорам, круг расширяется. Общий настрой и непосредственность исполнения допускают разнообразие вариантов движений — прыжки и пируэты, резкие скачки и даже сложные акробатические упражнения. В этом танце воплощается энергия и жизненная сила народа Такой краткий обзор неизбежно является неполным Много еще можно было бы написать о танцах санталов, для которых танец—неотъемлемая часть их бытия, или о кашмирском танце руф, или о танцах всех народов, населяющих пригима лайские районы, от Кашмира до Аруначал-Прадеш, или о народных танцах южной Индии. Но в заключение хочется сказать несколько слов о танцах, исполняемых профессиональными танцорами Эта разновидность танцев обязательно предполагает наличие определенных взаимоотношении между зрителями и исполнителями, где их роли четко разграничены Для сравнения можно сказать, что все тан цы, о которых речь шла выше, исполняются людьми для самих себя. Профессиональные же танцоры исполняют танцы для зрителей или покровителей, которые критически оценивают мастерство исполнителя Это предъявляет особые требования к искусству танца и заставляет артистов стремиться к совершенствованию своего мастерства путем по стоянных упражнений Этого не происходит с народными и племенными танцами, которые по своей сущности являются лишь средством передачи какой-либо идеи или настроения. Танцы, исполняемые профессиональными танцорами, в этом смысле отличаются от народных. Но тем не менее и они также тесно связаны с социальным и культурным аспектами образа жизни народа, обрядами, праздниками и поэтому не утрачивают полностью того характера, который свойствен народным танцам Хорошим примером танцев этой группы может служить раджастанский танец тератали. Исполнители танца тератали именуются камадами, и этот танец обслуживает религиозные нужды определенных групп населения в сословно расслоенном индийском обществе. В центре танца стоит фигура бога Рамы. Камады исполняют танец в течение всей ночи, сопровождая его религиозными песнопениями и инсценировками из эпоса, которые должны принести благоденствие тем, кто заказал танец. В ганце гератали принимают участие две или три танцовщицы в сопровождении мужчин певцов и музыкантов. Танцовщицы надевают 6—7 бубенчиков-манджир на правую ногу, две манджиры на предплечье, одну — на лоб и еще берут в каждую руку по две манджиры. Суть танца заключается в том, чтобы добиться выразительного эффекта, особым образом ударяя манджиры друг о друга. Танцовщица исполняет танец сидя. Затем, усложняя исполнение, она берет в зубы меч и звенит бубенчиками в непосредственной близости от него. К тому же еще на голове танцовщицы стоит небольшой глиняный горшок, который она должна удержать в равновесии при любых движениях. Аккомпанирующих инструментов всего три: струнный инструмент, задающий ритм, — это может быть чаутара, вина или тандуро, цилиндрический барабан — дхо-лак и пара тарелок — тал. Песню исполняют как мужчины-музыканты, так и женщины-танцовщицы. В кратком обзоре мы рассмотрели лишь некоторые формы танцев. В громадном разнообразии танцевальных форм различных народов Индии можно тем не менее найти общие черты, базирующиеся на общности верований и культурного наследия. Слова Курта Сакса о танце особенно верны применительно к танцам Индии: "Танец - мать всех искусств. Музыка и поэзия разворачиваются во времени, живопись и архитектура - в пространстве. Но танец живет одновременно и во времени, и в пространстве. Творец и творение, художник и произведение искусства суть одно и то же". Автор - Комал Котхари Источник: http://achababa.tripod.com



полная версия страницы