Форум » Тема закрыта » НЕЗАБЫВАЕМАЯ СМИТА ПАТИЛЬ 2 » Ответить

НЕЗАБЫВАЕМАЯ СМИТА ПАТИЛЬ 2

Nadin: Она неповторима

Ответов - 398, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 All

Гоуранга: Drawn to the visual arts, Smita made her debut in Shyam Benegal's childrens' film, Charandas Chor in 1974. Fortunately for Smita, she entered films at a time when there was a struggle brewing against the shackles of commercial cinema. And Smita found she fitted right into the new idiom espoused by a select few. After Shyam Benegal had tested her with a supporting role in Nishant (1975), he cast her in the lead in Manthan where Smita seemed to merge right into her character of a rustic woman. But her tour de force came with Benegal's next film, Bhumika (1977), in which she portrayed a troubled actress. She won the National Award and the film established the arrival of a formidable talent. Smita actively supported the art film movement. She was willing to act in unconventional regional films too and the result was some fine cinema like Jait Re Jait in Marathi and Bhavni Bhavai in Gujarati. But while Smita had her own following among filmmakers, she felt hurt that certain art film directors did not cast her because she didn't have the reach that came with commercial films, something Smita had thus far stubbornly refused to do. So after remaining faithful to art cinema for seven long years, Smita went about creating a name for herself in Bollywood. For years, mainstream superstars like Amitabh and Vinod Khanna had been lavish in their praise for Smita. Powerful scriptwriters Salim-Javed had tried to get her to act in their films. Smita finally relented in the early 80s and was flooded with films. Namak Halal and Shakti (both 1982) were opposite Amitabh Bachchan (she was part of the original cast of Silsila too) and these films immediately put Smita in the A-list. But Smita was sadly indiscriminate in her choice of films -- and the 80s was when Hindi cinema was churning out a lot of dross. Smita's work in many of these films was erratic, but true to her nature -- each performance was from her heart.

Гоуранга: Smita дебютировала в фильме детей Шьяма Бенегэла, Charandas Chor в 1974. К счастью для Smita, она вошла в фильмы в то время, когда была борьба, назревающая против кандалов коммерческого кино. И Smita нашла, что она вмещала прямо в новую идиому, поддержанную и выберанную немногими. После Shyam Benegal проверил ее с ролью поддержки в Nishant (1975), он бросал ее в лидерстве в Manthan, где Smita, казалось, слиась прямо в ее характер простоватой женщины. Но ее проявление силы шло со следующим фильмом Бенегэла, Bhumika (1977), в котором она изображала a обеспокоенная актриса. Она выиграла Национальное Вознаграждение, и фильм установил прибытие огромного таланта. Smita активно поддерживала художественное движение фильма. Она желала сыграть в нетрадиционных региональных фильмах также, и результатом было некоторое прекрасное кино как Ре Jait Jait в языке маратхи и Bhavni Bhavai в Gujarati. Но в то время как у Smita было ее собственное имя среди кинопроизводителей, она чувствовала себя невостребованной, определенные художественные режиссеры не брали ее, потому что у нее не было досягаемости, которая шла с коммерческими фильмами, что Smita к настоящему времени упрямо отказывалась сделать. Так после сохранения преданным художественному кино в течение семи долгих лет, Smita решила заявить о себе в Bollywood. В течение многих лет господствующие суперзвезды как Amitabh и Vinod Khanna были щедры в их похвале Smita. Сильные сценаристы Сэлим-Джевед попытались заставить ее играть в их фильмах. Smita наконец смягчался в начале 80-ых и занята во многих фильмах. Namak Halal и Shakti (оба 1982) были противоположным Amitabh Bachchan (она была частью оригинального броска Silsila также), и эти фильмы немедленно помещают Smita в A-список. Но Smita был печально неразборчива в ее выборе фильмов - и 80-ые был то, когда кино языка хинди производило в большом количестве много отбросов. Работа Смиты во многих из этих фильмов была неустойчива, но верна для ее природы - каждая работа была от ее сердца.

Гоуранга: Shabana and Smita were sisters under the skin who felt the same way about a lot of things, but there was an undercurrent of sibling rivalry, heightened by the constant comparisons made between the two. Smita's first feature film Nishant itself pitted her against her senior Shabana. In the art film world they became direct competitors. After two films with Shabana, Benegal made two with Smita in the lead. In this either-or situation, friction was obvious. Smita won her second National Award before Shabana; then Shabana won three in a row... In their films together, Mandi and especially Arth, it was presumed that Shabana had won the round. In his bid to exorcise his personal demons Arth director Mahesh Bhatt told the story from the wife's point of view, but Smita's performance too came in for its share of praise. However, Shabana and Smita never worked together again..... Smita personal beliefs were reflected in the movies she chose. She played strong but all-too-human women who make tough life choices in a variety of movies like Umbartha (and its Hindi version Subah), Ardh Satya, Aaj Ki Awaaz, Akhir Kyon and especially the wonderful Mirch Masala, in which she stands up to male tyranny with a handful of well-directed red pepper powder.... Her marriage to the already-married Raj Babbar made many fans question her actions. Yet she remained well-liked.....


Гоуранга: Shabana и Smita были "сестрами под кожей", которые чувствовали то же самое по отношению к большому количеству вещей, но там было затаенное чувство конкуренции, усиленной постоянными сравнениями, сделанными между двумя. Первый художественный фильм Смиты Nishant складывал ее против старшей Shabana. В художественном мире фильмаони стали прямыми конкурентами. После двух фильмов с Shabana Benegal сделал два со Smita в лидерство. В этой ситуации неизбежного выбора, трение было очевидно. Смита выиграла свое второе Национальное Вознаграждение прежде Shabana; тогда Шабана победила три в ряд... В их фильмах вместе, Mandi и особенно Арте, предполагалось, что Shabana выиграл раунд. В его предложении изгнать его личного директора демонов Арта Мэхеша Бхэтта рассказывал историю от жены точка зрения, но работа Смиты также вошла за ее акцию похвалы. Однако, Shabana и Smita никогда не сотрудничали снова..... Верования персонала Smita были отражены в кинофильмах, которые она выбрала. Она играла сильный, но слишком человеческий женщины, которые делают жесткие выборы жизни во множестве кинофильмов как Umbartha (и его версия языка хинди Subah), Ardh Satya, Аэдй Ки Оээз, Akhir Kyon и особенно замечательный Mirch Masala, в котором она противостоит мужской тирании с горсткой хорошо направленного красного перечного порошка.... Ее брак с уже женатым Babbar заставил много поклонников подвергнуть сомнению ее действия. Все же она оставалась любимой..... Bollywood также восхищался ею- за то, что она приняла участие в кинопроизводстве morcha и шел на солнце когда она была на 8 месяце беременности. Но слишком скоро, трагедия ударила жизнь этой актрисы, в декабре 1986; роковая ночь стала бессменной вахтой для некоторых, когда новости просочились: это Smita боролось за свою жизнь в больнице из-за осложнений после рождаемости.... Смита скончалась той ночью, но ее работа продолжает жить .

Гоуранга: http://www.rediff.com/movies/2006/dec/13smita.htm Раджа Баббар | 13 декабря 2006 15:26 МСК Актер-политик Raj Баббар вспоминает жена Смита Патил с 20-ю годовщину смерти легендарной актрисы.

Гоуранга: http://www.smitapatilpublicschool.com/ Школа Смиты Патиль

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

dushechka: Все фильмы, шо характерно, смотрела!

Гоуранга: умничка!!!

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Дяша:

Дяша:

Дяша:

Дяша:

Дяша:

Дяша:

Дяша:

Дяша:

Дяша:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Irina: Смита Патиль... Одна из самых наилюбимейших мной актрис. Красивая, талантливая!

dushechka: В RED ROSE Раджешик припал к Пунам, а не к Смите!

Гоуранга: Спасибо-уберём

наталия: Люба, спасибо! Девочки, а кто смотрел Nazrana, с кем остается Раджешь, со Смитой или Шри? Интересно

total_life: наталия пишет: NazranaДевочки, а на русском есть этот фильм и как называется тогда?

Anka:

Anka:

Anka:

dushechka: наталия пишет: со Смитой или Шри? Шри отдала богу душу - так что со Смитой и шрихиным дитем

наталия: dushechka пишет: Шри отдала богу душу - так что со Смитой и шрихиным дитем Во как, однако!

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Елеанора: Любаша, ого как здорово!!!!!

Гоуранга: да, рвусь к очередной медали

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Гоуранга: Класс , спасибо

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Гоуранга: Ещё раз спасибо

dushechka: 470 - я уже писала, вроде, что это не Смита! В остальном же - СПАСИБИЩЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Гоуранга: 1165, ух ты и за всех спасибо, труженица

Маришка:

Маришка:

Маришка:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора: СЫН

Елеанора:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга: [url=http://www.radikal.ru]

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Vaishali:

Vaishali:

Vaishali:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

Гоуранга:

total_life: Потрясающая!!!!

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

total_life:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

Елеанора:

mityu: Спасибо за фоточки, Смита очень талантливая и удивительная актриса, таких очень мало, и очень обаятельная!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Janio:

Janio: Она такая уникальная актриса. Такая непохожая ни на кого. Без её фильмов так ужасно. Среди орущей тишины современности особенно остро ощущаешь, как тебе не хватает её красоты. И пусть снова придёт дождь, и она опять заставит меня остановиться и думать, и ощущать себя живой, человеком, а не роботом, - в век компьютеризации. Как не хватает мне сегодня, всегда, ежедневно, этих умных тяжёлых трагических и таких потрясающе красивых фильмов с актрисой Смитой Патиль. Понимаете ли, мне даже в кино необходимо думать.Она не просто заставляла зрителя остановиться и думать.Она проживала каждую свою роль.Как одну-единственную.Понимаете ли, не как первую или как последнюю, - нет, не так, - как просто единственную, как дано человеку прожить одну жизнь. Она была такая красивая. Разве можно быть такой красивой. Мне за неё просто страшно. Жизнь очень жестока к красивым людям. У неё была красивая душа. Она любила свою семью, свой дом, свою работу. Только очень красивая женщина способна так настолько глубоко любить. В ней была бездна ума и вкуса. Всё, что она делала, несло в себе такую глубину и силу, что иногда становится просто страшно, так ведь нельзя: она же никогда не умела себя беречь, всё, что она имела, она отдавала своим зрителям, она не играла, а проживала и сгорала, каждую роль как единственную. В ней было столько красоты, столько ума, столько обжигающего огня. В ней было столько женского очарования, и столько нежности, и красоты, и столько любви. Она была думающей, мыслящей актрисой, посмотрите, от её мимики просто невозможно оторваться, эти её огненные бездонные глаза разговаривают с Вами. Даже если слов нет. Но они и не нужны. Многие её фильмы, впервые, в юности, я видела без перевода, но, удивительное дело, - когда, спустя время я сравнивала и смотрела с переводом, - получается, что мне всерьёз не нужно было переводить, чтобы понимать, что хотела сказать эта женщина, актриса, людям, которые однажды станут её зрителями. Это всё настолько жизненно. Она ничего не придумывала и не играла. Она была такая живая и естественная, она проживала на киноэкране жизнь. Она была такая красивая. Очень красивая. В детстве я не понимала, как это: такая красивая и такая молодая женщина и вдруг умерла. Я считала это верхом несправедливости в жизни: что может быть ужаснее, чем умереть такой красивой, и такой молодой, когда у тебя есть столько людей, которым ты нужна, которые тебя так любят, и столько недоделанных дел. Но сейчас я так, увы, не считаю. Я не думаю, что она смогла бы пойти на компромисс, на американизацию индийского театра и киноискусства. Я просто не представляю эту красивую женщину размалёванной и вульгарной, на американизированный манер, я просто не понимаю, как бы она могла вписаться в сегодняшний кинематограф, - наверное, предпочла бы, как и её героини, сохранить целостность характера и жизни, и не идти на компромиссы, - но в этом случае абсолютно всё закономерно и реально: она была слишком красивой, но красота не может быть долговечной, и она так быстро умерла такой молодой. Удивительное дело, но во французском контакте совершенно случайно и недавно, я раздобыла даже сайт, о котором не знала, который просто прятался за кричащими вывесками современных реклам, посвящённый этой выдающейся актрисе. Я открыла для себя два совершенно неизвестные мне фильмы, в которых она по-прежнему такая красивая, и эти её огненные глаза, темперамент, ум, воля, характер, эта женщина, которая проживает жизнь, - но неизбежно умирает. Может быть, это кощунство. Особенно для людей, которым с детства вбили в головы идеи о Боге. Мне ничего такого в детскую голову не вбивали, а в зрелом возрасте я не могу осмыслить эту идею: если Бог есть, то сначала покажите мне этого жестокого и неумолимого Бога, который допускает столько зла на Земле, допускает войны, болезни, смерти людей, который отбирает у маленького ребёнка его любящую маму, и у любящего мужа - жену, - не существует никакого Бога, - или просто это я отказываюсь верить в такого Бога. Но есть много людей, которые возразят мне, что это кощунство, Бог не обсуждается, в Бога просто верят. Есть древние теории о том, что сами Боги ревнуют и забирают к себе очень красивых молодых людей, самых лучших, тех, которых так любят на Земле и которые так нужны на Земле другим людям. Так давайте подумаем вместе, люди: она ведь была очень счастливой, эта красивая женщина, разве не так, не правда ли, о чём же ещё может мечтать человек при жизни, - а так ли много на свете людей, которые имели счастье быть такими молодыми и красивыми, такими любимыми, и успеть переделать при жизни столько дел, - и умерли в расцвете молодости и красоты, окружённые заботой и любовью семьи, - и уважением и любовью зрителей, - а не от старости и одиночества и бедности, в полном забвении, не понимая, что происходит, пережив свой век, своё время, своих любимых людей, - много ли таких красивых счастливых людей, как актриса Смита Патиль. Марина.

Гоуранга:



полная версия страницы